Как правильно арендовать офис
При создании бизнесменом нового предприятия или смены месторасположения офиса появляется необходимость арендовать площадь. И при недостаточном опыте решения проблемы у бизнесмена, наверняка, появятся многие вопросы:
- Что необходимо учитывать и не упускать из вида, выбирая офисное помещение?
- Как правильно заключить договор на аренду, чтобы не возникло для арендатора нежелательных ситуаций?
- Какие справки и документы должен предъявить владелец помещения, сдаваемого в аренду?
- Что входит в обязанности арендатора и какие он имеет права, арендуя помещение под офис?
При выборе помещения под офис какого-то предприятия нужно уделить внимание многим деталям, но всегда нужно помнить о том, что офис является лицом предприятия, компании, фирмы, по которому о них и будут судить при знакомстве. Важно учесть не только то, как будет выглядеть внутреннее убранство помещения, но и наружный вид здания, где расположится офис. Конечно, такой фактор, как внешний и внутренний вид офиса не будут играть большой роли, если тип офиса является закрытым. Например, в офис интернет-магазина посетители практически не заходят.
Важным является и то, как расположено здание по отношению к транспортным развязкам, объектам инфраструктуры (магазинам, бизнес-центрам, торговым центрам). Важно и то, как располагаются необходимые в работе административные органы или другие объекты, например, складские помещения или местонахождения поставщиков.
Так как под офис арендуется нежилое помещение, то при заключении договора стороны руководствуются соответствующими правилами. Договор заключается письменно, в количестве двух экземпляров. Договор подписывается обеими сторонами и закрепляется печатью. Чтобы договор не смог быть опротестован, а стал действительным, его форма должна быть соблюдена.
Передавать арендуемое под офис помещение арендодатель должен принимаемой стороне при составлении приемо-сдаточного акта, который обязаны подписать обе стороны. В акте указывается информация, содержащая все качественные и количественные характеристики сдаваемого помещения, должна быть перечислена вся имеющаяся мебель и оргтехника. В акте отражается факт передачи офисного ключа, а так же то, в каком состоянии находится объект и входящие в него конструктивные элементы — состояние окон, дверей, пола, перегородок, крыльца, фасада, территории и пр.
Указываются в акте и сведения о состоянии коммуникаций, а так же показания счетчиков на день передачи объекта. Подписывая акт приемки, арендатору лучше избежать формулировки в нем о полном соответствии передаваемого нежилого помещения договору аренды и об отсутствии каких-то претензий арендатора к владельцу сдаваемого помещения.
Арендодателю такая оговорка выгодна, а вот право арендатора обратиться с претензиями к владельцу помещения, если обнаружатся скрытые недостатки или договоренность не будет соблюдена касательно содержания помещения, будет ограничено.
Так как арендатор и сам, при желании, может стать арендодателем, сдавая арендуемое помещение в субаренду, то при заключении договора на аренду помещения он имеет право получить и владеть документами, подтверждающими его права на арендуемое помещение.
При пользовании помещением, арендуемом под офис, арендатор, в соответствии с подписанным договором, наделяется следующими правами:
- право на беспрепятственный доступ без ограничения времени как арендатора, так и каких-либо третьих лиц;
- право на самостоятельное определение режима, в котором помещение будет использоваться;
- право использовать земельный участок в той части, в которой необходим проход или проезд к офису с любой эксплуатируемой его стороны;
- дополнительные права, оговоренные в заключенном договоре о передаче в аренду.
Важной частью договора является прописанное там распределение обязанностей между обеими сторонами на содержание арендуемого помещения. Поскольку по закону существует свободное, добровольное с обеих сторон, распределение, то рекомендуется ограничиваться обычной схемой: арендатор берет на себя обязанности проводить текущий ремонт, а за владельцем остается обязательство производства капитального ремонта всего здания и каждого помещения в отдельности, заменяя при необходимости отдельные конструктивные элементы и инженерные коммуникации.
И еще, арендатор должен помнить о границах своей ответственности. Они устанавливаются в рамках договора. А закон лишь напоминает о своевременности внесения арендной платы в установленные договором сроки и о том, что использование арендуемого помещение должно соответствовать назначению помещения согласно договора.
Если бизнесмен будет иметь на вооружении данные рекомендации, то без труда найдет подходящее помещение для своего офиса, а в правильности подписанного договора будет вполне уверен.
Адвокат Иванова Инна Викторовна поможет Вам юридически грамотно оформить договор на аренду офиса. Перечень услуг можно посмотреть здесь.
21.05.2013